Интернет 42

Когда-то было модно заявлять «я не смотрю зомбоящик», а все новости узнавать из этих ваших интернетов («the internets» © G.W.Bush). Интернет превратился в площадку информационной войны (что стало очевидно во время событий «арабской весны») и окатывает своим шумом любого, осмелившегося погрузится в клокочущий хаос блогов и комментов. Но способен ли информационный шум реально изменить мнение читателя, «зомбировать», если уж на то пошло? Матожидание равнодействующей силы примерно равно нулю. В этих условиях мой вывод таков: каждый видит, в основном, то, что ожидает увидеть; каждый верит в то, во что хочет верить. Смысл создания шума в таком случае заключается в «укреплении» «своих рядов» и деморализации сомневающихся в «рядах противника» (и те и другие могут не подозревать, что они находятся в каких-то там «рядах»). Таким образом, информационный шум вызывает поляризацию и разделение в обществе, повышает накал. Его появление — недобрый знак, вестник революций и войн.

Следующий (очевидный) список вопросов можно применять к спорным сообщениям. Конечно, не имея на руках достаточного количества достоверной информации, невозможно быть до конца уверенным, но это уже другой разговор. Не читаешь интернеты на ночь — крепче спишь.

  1. Кто автор? Какова его мотивация? Возможные издержки или приобретения от поддержки той или иной стороны? Какая ожидаемая целевая аудитория (может анализироваться по комментариям)? Как соотносятся старые сообщения (если они есть, если они не исправлены post factum) с реальностью?
  2. Насколько правдоподобны изложенные «факты»? Насколько их реальность легко проверить? Изменится ли их воспринимаемая правдоподобность, если заменить страны, действующие лица, но вообразив примерно схожую ситуацию? Правдоподобность также можно оценивать по разумности описываемых действий с точки зрения лиц, их совершающих, или предполагаемых сил, за ними стоящих.
  3. Cui bono? Кому выгодно, чтобы человек согласился с основным посылом сообщения или возмутился? Какие могут быть возможные (в силу основных приводимых «фактов», очищенных от эмоций и декоративных подробностей, часто являющихся преувеличениями) альтернативные толкования?
Реклама

One response

  1. Предлагаю попробовать формализовать предложенный анализ и реализовать для него алгоритм! Очень актуальное направление исследований, как мне кажется.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: